|
оптовом рынке Янги Базар. В результате у ряда торговцев были конфискованы товары. В других местах Ферганской области рынки были закрыты с целью предотвращения реализации нелицензированных товаров.
Бунт начался с того, что группа из 300 кокандских торговцев потребовала возвращения товаров, конфискованных налоговыми инспекторами. Страсти накалились после нелицеприятного обмена претензиями, и три налоговых инспектора, а также милиционер были жестоко избиты. Всех четверых госпитализировали с различными повреждениями. Торговцы взломали склад и вернули себе отобранные вещи, а также сожгли две машины, принадлежавшие ГАИ и милиции. В этих событиях принимали участие, по разным оценкам, от пяти до десяти тысяч человек.
По данным правозащитного общества «Эзгулик», ужесточение правил торговли привело к тому, что только в одном Коканде число предпринимателей, торговавших на законных основаниях, имевших патент и исправно плативших налог, сократилось с пяти тысяч в 2001 году до тысячи двухсот в 2003-м.
Одновременно с ужесточением правил ввоза товаров, которое, по мнению местных наблюдателей, было направлено на создание эксклюзивных условий для группы властных персон, монополизировавших импортные потоки, выросло число контрабандистов, доставляющих товар из соседнего Кыргызстана нелегальным путем (подробнее – в фоторепортаже в Галерее.Ферганы, 2004 г.). Контрабанда товаров китайского производства из Кыргызстана в Узбекистан (преимущественно, в три области Ферганской долины) все эти годы нисколько не сокращалась, несмотря на создание на узбекской стороне границы по-военному мощных заградительных рубежей, в том числе, противотанковых рвов. Бойкая торговля через границу, по рассказам местных жителей, шла даже в дни кровавых межэтнических столкновений на юге Кыргызстана в июне 2010 года.
Получается, что правительство Узбекистана, не удовлетворенное результатами борьбы с контрабандой, фактически дало пограничникам «лицензию» на отстрел порожденных им же самим контрабандистов. Наверняка при этом власти прикрываются необходимостью борьбы со стремящимися в Узбекистан извне террористами и экстремистами.
Отметим, что мишенями узбекских пограничников становятся не только узбекистанцы. «Фергана» неоднократно сообщала о застреленных граждан соседнего Кыргызстана. К примеру, 27 мая узбекскими военнослужащими был смертельно ранен житель Джалал-Абадской области Киргизии, о котором погранслужба Узбекистана сообщила, что он пытался угнать табун лошадей через границу и не подчинился требованиям пограничников. Впрочем, киргизские пограничники стараются не отставать от узбекских коллег. Так, 4 марта киргизский пограничник открыл огонь по автомобилю, которым управлял гражданин Узбекистана, не подчинившийся требованию остановиться на линии границы даже после предупредительного выстрела в воздух. От полученных ран водитель автомобиля погиб на месте, пассажир ранен и госпитализирован. Подробнее о ситуации на киргизско-узбекской границе можно прочитать здесь.
Жестокость, с которой власти Узбекистана и безоговорочно выполняющие негласный приказ военные карают граждан собственной республики – нарушителей правил таможенного ввоза товаров, поражает. Как поражает и то, что никто из представителей властей Узбекистана не собирается нести ответственность за гибель нелегальных торговцев и «курьеров», везущих не оружие или наркотики, а вполне себе мирные товары, и павших от пули пограничников в стремлении лишь заработать на жизнь.
...На реплику корреспондента «Озодлика» о том, что «нельзя же стрелять в мирных жителей, ведь люди везут не оружие, а ширпотреб», заместитель хокима Ферганского района Хуршидбек Турсунов заявил, что «это - проблема военных, выстрелами и другими я не занимаюсь», и добавил, что гражданам неоднократно объяснялись закон о государственной границе и суть постановления №154.
|